Благовещенская старина Музей самоваров

Новости и статьи


26 2019
«Вот ещё делать сбор для учения девок — для чего нам их учить?»

«Вот еще делать сбор для учения девок; для чего нам их учить?»

(Об истории женского образования в Череповце).
Михаил Константинович Рыбников г. Череповец
Константин Константинович Рыбников г. Москва

К середине XIX века в Череповце вся система образования ограничивалась двумя училищами: уездным и приходским. В уездном училище, где обучались 35 учеников, педагогический состав представляли три учителя, а в приходском преподавали только двое. Обучение там проходили 48 учеников. Учебных заведений для девочек вообще не было. Это положение было недопустимым даже для скромного уездного города, тем более, что в России начались перемены. В 1857 году в Костроме на средства помещика Григорьева была открыта первая женская гимназия. В 1858 году возникли женские училища в Вологде, Твери, Тотьме и других городах. Все они были в дальнейшем преобразованы в гимназии. Этому способствовала не только политика Министерства народного просвещения, но и ведомство учреждений императрицы Марии, принявшее в 1862 году устав подведомственных Мариинских женский гимназий.
В 1861 году городским головой в Череповце избирается Иван Андреевич Милютин, которому суждено было возглавлять город долгие 46 лет. Одним из первых проектов, предложенных им для обсуждения в городской думе, был вопрос об учреждении в уездном училище класса для девочек.
Первые поражения и победы Ивана Андреевича Милютина в борьбе за формирование женского образования в городе.
Сразу же молодой городской голова наткнулся на ожесточенное сопротивление большинства в городской думе при его достаточно скромной попытке сделать первый шаг в организации первого учебного заведения для девочек. Это сражение с мракобесами произвело на него такое сильное впечатление, что он счёл необходимым привести его описание в своем "Письме первом Череповецкого городского головы к своим согражданам :"В одно из первых по моем вступлении в должность городского головы городских общественных собраний в старой думе, был предложен вопрос об увеличении средств на содержание единственного в городе приходского училища для девочек, на которое отпускалось всего 250 руб. в год: тут и наем помещения для школы, и жалование учителю... Увеличение испрашивалось по 5 коп. с души, что составило бы общий оброк около 50 руб. в год, и что же? На такое скромное предложение последовал в собрании такой отзыв членов общества заправлявших собранием: «Вот еще делать сбор для учения девок; для чего нам их учить? Разве для того только, чтобы «друговьям» писали записки, да в «короводe» обменивались с ребятами билетиками с конфеток со стишками; какой тут будет толк? Другое дело учить ребят: те хоть в приказчики могут попасть, тогда вся семья будет сыта и как сыр в масле кататься. А девок ученых куда денешь? И это мнение было принято собранием чуть не единогласно."
Впрочем, поражение это имело самые неожиданные последствия. В тот же день человек двенадцать, возглавляемые тремя старейшими депутатами думы, были у городского головы. Было проведено импровизированное совещание, где собравшиеся задавались одним вопросом: "Как в дальнейшем противостоять говорунам-противникам преобразований в городе?" Тактическое решение было принято в классическом купеческом стиле. Во-первых, собираться у городского головы и перед каждым собранием "заранее вытолковывать полезный вопрос". Во-вторых, тут же сделано было примерное распределение ролей:
"Ты-де действуй на Сидора, который тебя послушается; а ты на Карпа - он тебя побоится; Иван Мартемьянович на Тита, которому он давал семена и помогал справить свадьбу; а ты попроси Луку Петровича, он тебе приятель, уговорить горлопана Федюху, чтобы не сбивал наших безъязыких простынищей с толку и т.д."
Как писал Иван Андреевич Милютин, это сплотившаяся вокруг него "негласная дума" выработала "своего рода практические приемы и мерки", что и составило ее главное оружие в городской думе, по милютинскому выражению, "здорового ядра в обществе".
Новая тактика Ивана Андреевича и его единомышленников имела успех. 28 февраля 1865 года гласные городской думы утвердили приговор граждан города о финансировании женского училища второго разряда. 6 сентября 1865 года училище открылось. В 1868 году оно получило статус прогимназии.

Мариинская женская гимназия.

На базе женской прогимназии, открытой в 1871 году - почти одновременно с реальным училищем, в 1873 году была учреждена женская гимназия [4]. Возраст для поступления определялся от 9 до 12 лет. Обучение проводилось в течение 7 лет. Позже дополнительно был учрежден 8-й класс - педагогический. При гимназии существовал также приготовительный класс.
Только в 1877 году - после удовлетворения прошения императору Александру II о принятии гимназии под покровительство императрицы Марии Федоровны - гимназия стала финансироваться из средств министерства народного просвещения. До этого денежное обеспечение гимназии было возложено на городскую думу. При этом на личные средства городского головы был возведен первый этаж просторного двухэтажного здания. Затем в короткое время построили и второй этаж. Все здание обошлось в 19 057 руб. 36 коп. «И. А. Милютин то жертвует здание, то ходатайствует за гимназию, то обеспечивает деньгами», вспоминала преподавательница Н.И. Друэн.
Какое-то время Мариинская женская гимназия была единственным на северо- западе, помимо новгородской гимназии, полноценным средним учебным заведением для девочек.
8-й педагогический класс в гимназии открылся в 1891 году, это сразу вызвало и интерес в уездных городах, не имеющих такого учебного заведения. Резко увеличилось число желающих продолжить образование. К началу ХХ века из Белозерска пришли 43 ученицы, из Кириллова - 5, Весьегонска - 8, Тихвина - 4, из Пошехонья и Устюжны - по 3 ученицы.
К 1915 году гимназия сделала 37 выпусков окончивших 7 классов (194 ученицы) и 24 выпуска 8-го педагогического класса (576 учениц). Из них 498 выпускниц служили учителями, 78 - состояли в почтовых учреждениях и канцеляриях. Немало бывших гимназисток продолжили образование в Европе и на Высших женских курсах, а также в Женском медицинском и Императорском педагогическом институтах. В гимне, сочиненном в 1905 году к 50-летию гимназии (за точку отсчета берется 1865-й - год открытия в Череповце женского училища, позже преобразованного в прогимназию, на базе которой и была открыта гимназия) выпускницей Марией Паниной, звучали эти строки:
Много вышло на пользу народа
Из нее фельдшериц и врачей,
И наставниц, что многие годы
Отдают воспитанью детей.

Женское профессиональное училище.

В 1887 году в Череповце было открыто новое учебное заведение. Если в Мариинской гимназии учились преимущественно дочери дворян, чиновников, купцов и священнослужителей, то устав этого нового училища для девочек определял его абсолютно демократический характер. В третьем параграфе устава указывалось:
"В училище принимаются дети всех сословий, преимущественно же дети лиц, живущих в городе и беднейших" .
При поступлении в первый класс допускались даже неграмотные. Поступление разрешалось с 8 лет. Общий учебный курс был пятилетним с дополнительным трехгодичным ремесленным курсом.
Интересно, что в уставе определялась верхняя граница платы за обучение 5 рублей в год. Однако, по данным 1894 года она составляла 3 рубля в год. Последние два года обучения в ремесленных классах были бесплатными. В то же время в Мариинской гимназии плата составляла 15 рублей в год, а за изучение дополнительно одного из иностранных языков 12 рублей.
В программу ремесленного курса входили рукоделие, домоводство, огородничество и садоводство. Училищу был придан земельный участок и опытная ферма.
В своей речи на открытии училища Иван Андреевич Милютин определил главное предназначение училища: "Пускай нам дает этот новый питомник: добрых, честных, толковых, разумно - трудолюбивых, бережливых, пособниц своим матерям и своим семейникам; а потом, по совершеннолетии, пусть дети эти будут хорошими хозяйками, женами и матерями и не мудрствующими лукаво истинными христианками, добрыми гражданками".
Вряд ли бы удалось быстро справиться с хозяйственными проблемами нового училища, если бы родственник и единомышленник Милютина купец второй гильдии Степан Петрович Тарасов не пожертвовал училищу свой двухэтажный дом.
По данным начальницы училища Е. Словинской за 25 лет существования профессионального училища места для выпускниц в жизни общества распределились следующим образом:
Учительницы и бонны -33
Приказчицы и кассирши -14
Занимающиеся шитьем -31
Прочими занятиями -21
Занимающиеся хозяйством и замужние -84
Неизвестно -7
Оставшиеся на повторный курс -8
Оставшиеся на повторный курс в 1912-13гг.- 9
Итого: 226

Социальный состав выпускниц определился следующим образом : мещанок – 50%, крестьянок - 38,57%, остальных (дочери почетных граждан города, чиновников, фельдшеров и т. д.) - 11,43%. Причем, среди последних - только две дворянки и две купеческих дочери.
Особо следует отметить, что училище стало учебным заведением совершенно необычным для России. Часто средства ученицы зарабатывали сами (продажа цветов, учебных пособий, реализация урожая с опытных участков, доходы от заказов портновскому и белошвейному отделениям, а также от заказов для поварских курсов). Начиная с 1896 года, эти доходы стабильно составляли до 1000 рублей в год.
Авторы полагают, что женское профессиональное училище надо рассматривать как интересный и, главное, удачный опыт синтеза правильного базового образования и системы профессиональных навыков для девочек. Училище просуществовало вплоть до 1917 года.
К сожалению, в Советской России учебного заведения, повторяющего череповецкую модель профессионального женского образования, не было.
Литература.
1. Скупинова Е. А. Статистические заметки о городе Череповце. Череповец. Краеведческий альманах. Выпуск 3, Вологда: изд-во «Легия» 2002, с 243 – 261.
2. Иван Андреевич Милютин. Сочинения. ( ред.- состовитель А. В. Чернов). Череповец. ЧГУ, 2015. 368 с.
3. Череповец. Уездный город Новгородской губернии и его уезд. ( Сост. П. И. Шулятиков). Справочная книжка. Вып. 1. Новгород. Изд. Книжной торговли П. И. Шулятиков в Череповце. Типография И. И. Игнатовского. 1894. – 32 с.
4. 50 – летие Череповецкой Мариинской женской гимназии. Исторический очерк развития гимназии (1865 – 1915). Составители: Н. Ахутин Н. Друэн. Г. Череповец. Типография М. Максимовой, 1915, 141 с.
5. Е. Словинская. Череповецкое Женское профессиональное училище за 25 лет своего существования.1887 – 1912. Череповец. Типография М. И. Максимовой, 1912, 28 с.
6. Программы предметов, преподаваемых в Женском профессиональном училище в г. Череповец, Типография А. К. Новиковой. 1900 – 32 с.
7. Устав Женского профессионального училища в г. Череповец. Череповец. Типография А. К. Новиковой.1900 г. – 9 с.
8. Список учениц, окончивших полный курс Череповецкого Женского профессионального училища с 1895 г. по 1912 г. включительно. Череповец. Типография А. К. Новиковой. 1912 г., 23 с. (Архив Череповецкого музейного объединения. № 33449. 74.2. Кр. С-72)
Назад к списку